Связаться с нами

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с русским языком обучения с использованием линии учебно-методического комплекта «Сферы» «История. Древний мир. 5 класс»
  Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. 

    Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и ми-ровым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов мира важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. 

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. 
Цели курса:
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям народов мира, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Место предмета в учебном плане:


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 340 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
  Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
    Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). 
    С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
В результате изучения истории ученик 5 класса должен
знать/понимать
• основные этапы и ключевые события истории Древнего мира с древности до первых веков нашей эры; 
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; 
• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; 
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. 

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок. 

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.). 

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

v  глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

v  твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

v  неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

v  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».


Примерное распределение времени по темам

 

Раздел курса

Количество часов

Кол-во часов на повторение

1.

Введение. Что изучает история

3

-

2.

От первобытности к цивилизации.

7

1

3.

Древний Восток

18

1

4.

Древняя Греция

19

1

5.

Древний Рим

19

1

6.

Итоговое повторение курса

 «История Древнего мира»

2

2

Количество контрольных работ в год: 6

Количество часов по четвертям

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

16

15

20

17

 

Ресурсы курса:

1.      Учебник: «История Древний мир. 5 класс» В.И.Уколова / М.»Просвещение» 2010г.

2.      Тетрадь-тренажер: «История. Древний мир» И.Е.Уколова / М.»Просвещение» 2010г.

3.      Тетрадь-экзаменатор: «История. Древний мир» И.Е.Уколова / М.»Просвещение» 2010г.

4.      Атлас

5.      Электронное приложение

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. 

2.      Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: раннее Средневековье. М., 1998.

3.      Васильев А. История Византийской империи. М., 1998.

4.      Вейс Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1998.

5.      Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.

6.      Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995.

7.      Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. Ростов-на-Дону, 1995.

8.      Иллюстрированная история религии. М., 1992.

9.      История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.

10.  История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.

11.  История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1998.

12.  Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.

13.  Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1999.

14.  Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.

15.  Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.

16.  Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.

17.  Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира: Греция и Рим. М., 1995.

18.  Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Тема урока

Дата план

Дата факт

Основные понятия

Содержание урока

Формы и методы работы

Домашнее задание

1.

Введение

 

 

 

Знакомство с учебно-методическим комплексом «История Древнего мира. 5 класс»

Работа с учебником, атласом и электронным приложением

 

2

Что такое история. Ключи к познанию прошлого.

 

 

История, дискуссия, гипотеза, период, эпоха

Наука история. Особенности изучения прошлого человечества. Периоды истории.

Работа с учебником, тетрадью-тренаже-ром

П.1, ТТ с.4(1-3), с.5-6 (№1), с.7 (№1)

3

Счет лет в истории.

 

 

Хронология, периоды времени, календарь

Знать основное летоисчисление в истории. Уметь решать задачи на счет лет в истории

Индивидуальная и групповая работа на уроке-лабораторном занятии по учебнику

П.2, ТТ с.4 (№4), с.6 (№2)

 

ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ – 7 ЧАСОВ

4

Древнейшие люди

 

 

Первобытность, человек умелый, австралопитек, питекантроп, рубило, скребок

Знать о главных занятиях древних людей, об использовании ими орудий труда. Уметь объяснять различие древнейших людей от животных, чем они отличаются от современных людей. Уметь работать с линией времени.

Прослушивание, учатся работать с картой, решение задач на  счет времени

П.3, ТТ с.8 (№1, 5), с. 9(№1-2)

5

Появление человека разумного.

 

 

Человек разумный, неандерталец, ледниковый период, раса

Знать основные орудия труда и охоты древнейших людей, знать о последствиях оледенения. Уметь решать исторические задачи.

Прослушивание объяснения, решение задач

П.4, ТТ с.8(№ 2,3,5), с.10-11 (№3)

6

Зарождение религии и искусства.

 

 

Искусство, религия, магия, шаман, тотем, душа

Знать об искусстве древнейших людей, когда оно появилось. Уметь объяснять значение основных понятий. Уметь решать задачи на счет лет в истории.

Проверка домашнего задания, объяснение нового материала, работа с иллюстрациями учебника, решение задач на счет времени, работа с основными понятиями

П.5, ТТ с.8(№4,5), с.10-11 (№3), с.16 (№16)

7

Древние земледельцы и скотоводы.

 

 

Присваивающее и производящее хозяйство, земледелие, скотоводство, ремесло, неолитическая революция

Знать различие родовой общины от человеческого стада. Уметь объяснять значение слов и понятий. Уметь отличать разные способы земледелия. Уметь делать выводы.

Прослушивание нового материала, работа с индивидуальными карточками-заданиями, работа с основными понятиями

П.6, ТТ с.9(№6,7), с.12 (№ 5, 6)

8

От неолита к медному веку.

 

 

Медный век, мегалиты, племя, соседская община, знать, вождь, неравенство

Знать причинно-следственные связи в развитии древних людей. Уметь объяснять значение основных понятий и слов. Уметь логически мыслить и анализировать.

Зачитывание подготовленных самостоятельно сообщений, прослушивание нового материала

П.7, ТТ с.9 (№ 8,9,10), с.14 (№14), с.17(№4)

9

Перовые очаги цивилизации.

 

 

Цивилизация, первые города, бронзовый век, железный век

Переход человечества от первобытности к цивилизации. Древнейшие города: Иерихон, Чатал-Гуюк. Признаки цивилизации.

Работа с атласом и тетрадью-тренажером.

П. 8, ТТ с.14 (№2), с. 19 (№2, 3)

10

Повторительно-обобщающий урок «От первобытности к цивилизации»

 

 

Понятия темы

Выполнение тестового задания

Работа с тетрадью-экзаменатором

 

 

ДРЕВНИЙ ВОСТОК – 18 ЧАСОВ

11

Народы Древнего Востока. Шумер: зарождение цивилизации.

 

 

Ирригация, канал, государство, монархия, чиновник, закон

Понятие Древнего Востока. Местоположение и характеристика Ближнего Востока, Передней Азии и Плодородного полумесяца.

Работа с понятиями, атласом и картой

П. 9, ТТ с.22(№2,3) с.33-34(№1)

12

Культура Шумера

 

 

Культура, пиктография, клинопись, литература, миф о потопе

Уметь сравнивать природные условия Южного Междуречья и Египта. Уметь объяснять основные понятия и слова. Уметь анализировать исторические источники – библию.

Ответы на вопросы домашнего задания, прослушивание нового материала, индивидуальная работа с атласами, текстом учебника и контурной картой

П.10, ТТ с.22(№ 1, 2) с. 24 (№1)

13

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.

 

 

Законы Хаммурапи, восточная деспотия, раб, язычество, жрец, зиккурат

Образование Вавилонского царства. Появление законов Хаммурапи. История археологического открытия стелы с законами. Устройство Вавилонского государства по з-аконам.

Групповая работа на уроке с текстами документов,  заполнение карточек-отчетов

П.11 ТТ с.22 (№2, 3, 4) с.24(2)

14

Страна на берегах Нила и ее жители.

 

 

Древние египтяне, дельта, фараон, номы

Знать о роли Нила в жизни египтян. Уметь ориентироваться в карте. Умет объяснить основные понятия и слова. Уметь пользоваться линией времени и решать задачи на счет лет.

Знать о роли Нила в жизни египтян. Уметь ориентироваться в карте. Умет объяснить основные понятия и слова. Уметь пользоваться линией времени и решать задачи на счет лет.

П. 12 ТТ с. 28(5) с.28-29(6) с.34-35(2)

15

Мир пирамид. Общество Древнего Египта.

 

 

Пирамида, гробница, сфинкс, мумия. саркофаг, бальзамирование

Предназначение пирамид Древнего Египта. Пирамида Хеопса. Сфинкс. Способы строительства пирамид.

Прослушивание лекции, работа с иллюстрациями учебника, подготовка сообщений

П. 13 ТТ с.25-27(4)

16

Могущество Древнего Египта. Письменность.

 

 

Армия, колесница, копейщик, иероглиф, папирус, свиток

Уметь находить на карте районы, завоеванные фараонами. Уметь объяснять значение слов. Уметь вести счет лет.

Ответы на вопросы домашнего задания, прослушивание лекции, работа с атласом и  контурной картой

П. 14 ТТ с.25-27(4), с.34-35(2)

17

Верования Древних египтян.

 

 

Язычество, божество, мифология, храм, жрец, алтарь, жертва

Знать различия и сходства египетского искусства и первобытного. Знать египетскую мифологию. Уметь использовать карту в свое ответе.

Организация урока-семинара, контроль и координация действий на уроке, заслушивание сообщений

П.15 ТТ с.22(5), с.41(1)

18

Финикия – страна мореплавателей.

 

 

Финикийцы, пурпур, стекло, мореплавание, колония, алфавит

Местоположение и природные условия Финикии. Финикийские города. Международная торговля финикийцев, образование колоний.

Прослушивание лекции, ответы на вопросы, работа с атласами и контурной картой, решение задач

П.16 ТТ с.23(7) с.39(4)

19

Древняя Палестина.

 

 

Евреи, Тора, Библия, Ветхий Завет, филистимляне

Местоположение и природные условия Палестины. Происхождение еврейского народа. Религиозные книги евреев как источник по древнейшей истории еврейского народа.

Ответы на вопросы карточек-заданий по домашнему заданию, прослушивание лекции по новой теме, работа с атласами и контурной картой

П. 17 ТТ с.35-36(3) с.38(3)

20

Библейские пророки. Религия древних евреев.

 

 

Монотеизм, пророк, потоп, ковчег, заповедь, Мессия

Монотеистическая религиозная система древних евреев. Священные книги евреев. Моисей - спаситель еврейского народа.

Работа с документами, учебником.

П. 18 ТТ с.23(6) с.35-36(3)

21

Ассирийская империя.

 

 

Ассирийцы, империя, держава, таран, глиняная библиотека

Характеристика военных держав Ближнего Востока. Местоположение и природные условия верховий реки Тигр, занятия жителей. Устройство ассирийской армии.

Проверка домашнего задания путем фронтального опроса, объяснение новой темы, работа с документом в учебнике, работа с картой и контурной картой, решение задач

П. 19 ТТ с.23(8) с.44(3)

22

Нововавилонское царство.

 

 

Халдеи, столпотворение, Вавилонская башня, Висячие сады

Восстание против власти ассирийцев и образование Нововавилонского царства. Расцвет его при Навохудоносоре 2. Легенда о Вавилонской башне.

Уметь сравнивать Нововалонское и Мидийское царства, находить сходства и различия в развитии и культуре. Уметь использовать карту в своем ответе. Умет решать задачи на ход лет в истории

П.20 ТТ с.44-45(3)

23

Древняя Персия – «страна стран».

 

 

Персы, «царь царей», сатрапии, зороастризм

Местоположение страны персов. Возвышение Персии при царях Кире Великом и Дарии. Система управления. Зороастризм.

Знать о завоеваниях Персидской державы. Уметь показать по карте страны, вошедшие в состав Персидской державы. Уметь объяснять основные слова и выражения.

П.21 ТТ с.44-45(3)

24

Ранние цивилизации Древней Индии.

 

 

Джунгли, рис, цифры, арии, Веды, индуизм

Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей Индии. Первые города-государства. Приход ариев. Изобретения индийцев.

Знать о причинах возникновения державы Муравьев. Уметь показать на карте территорию, занятую этим государством. Уметь решать задачи на счет лет.

П.22 ТТ с.23(10) с.29(7)

25

Как было устроено общество в древней Индии. Новая религия.

 

 

Варна, каста, брахманы, вайшьи, шудры, буддизм, нирвана

Варное деление общества. мифологическое объяснение появление варн. появление каст. правление Ашоки.

Работа в документами, историческими источниками

П.23 ТТ с.23(11) с.41(3)

26

Первые китайские государства.

 

 

Ханьцы, Поднебесная империя, Великая Китайская стена.

Местоположение и природные условия долин Хуанхэ и Янцзы. Занятия жителей. Образование единого государства. Восстание против правления династии Цинь.

Знать о значении китайской  культуры для мировой  культуры. Уметь пользоваться картой. Уметь сравнивать и анализировать полученную информацию. Уметь делать выводы из полученной информации

 

П.24 ТТ с.30-31(8)

27

Древняя мудрость. Изобретения китайцев.

 

 

Иероглиф, каллиграфия, бумага, конфуцианство, даосизм, ян, инь

Система китайской письменности. Изобретение бумаги. Мудрецы Древнего Китая. Учение Конфуция.

Работа с источниками, учебником.

П.25 ТТ с.23(12) с.31(9)

28

Повторительно-обобщающий урок «Древний Восток»

 

 

Понятия темы

Выполнение тестового задания

Работа с тетрадью-экзаменатором

 

 

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ – 19 ЧАСОВ

29

Что такое Античность. Территория, природа, население Древней Греции.

 

 

Античность, эллины, ахейцы, дорийцы, оливки

Понятие античной цивилизации. Местоположение и природные условия, территория расселения греческих племен. Занятия жителей. Основные греческие племена.

Умет сравнивать условия жизни и  занятия греков и финикийцев. Уметь объяснять ключевые слова  и  крылатые выражения. Уметь показывать изучаемый район на карте

П.26 ТТ с.46(1,2) с.52-53(1)

30

Боги и герои древних греков.

 

 

Мифология, хаос, титаны, Геракл

Религиозная система Древней Греции. Космогонические мифы о возникновении мира и богов. Боги Олимпа. Подвиги Геракла.

Знать греческих богов, что они олицетворяли. Уметь объяснить значение слов и понятий. Уметь использовать карту в своем ответе

П.27 Тт с.46(3,4,5) с.52-53(1)

31

Первые государства на Крите. Минойская цивилизация.

 

 

Минойцы, Лабиринт, грифон

Образование первых государств в истории Европы. Расцвет цивилизации Крита при правлении царя Миноса.

Работа с атласом, учебником, тетрадью-тренажером.

П.28 ТТ с.46(6)

32

Ахейская Греция.

 

 

Ахейцы, Троянская война, дорийское нашествие, темные века.

Складывание ахейской цивилизации. Общество и управление в ахейских государствах. Мифологические и научные сведения о Троянской войне.

Групповая работа с документом, учебником.

П.29

33

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

 

 

Сказатели-аэды, эпос, гекзаметр

Жизнь Гомера, его произведения. Сюжет «Илиады», образы героев. Поэма «Одиссея», основные эпизоды.

Уметь находить ошибки в текстах поэм Гомера, показывать на карте места, описанные в поэмах

П.30 ТТ с.48-49(1) с.57(2)

34

Появление полиса.

 

 

Полис, гражданин, народное собрание, акрополь, агора, демос

Оживление хозяйственной жизни Греции в 8-7 вв до н.э. Появление первых полисов. Устройство дренегреческого полиса.

Уметь сравнивать законы Хаммурапи и законы Солона. Уметь объяснять основные понятия, уметь решать задачи на счет лет

П.31 ТТ с.57(3)

35

Великая греческая колонизация.

 

 

Колонизация, метрополия, скифы, варвары

Причины колонизации. Основные направления греческой цивилизации. Установление отношений между колонией и метрополией.

Знать отличие периода Великой колонизации от периода гомеровской Греции. Уметь использовать карту в своем ответе. Уметь объяснять основные слова.

 

П.32 ТТ с.53-54(2) с.59(6)

36

Зарождение демократии в Афинах.

 

 

Политическая реформа, архонт, ареопаг, аристократия, демократия, тирания

Местоположение Афинского полиса. Законы Драконта. Власть аристократов в Афинах. Выборы Солона архонтов.

Объяснение нового материала, организация лабораторного занятия по учебнику, работа с картой

П.33 ТТ с.64(3)

37

Древняя Спарта.

 

 

Спартанцы, периэки, илоты, лаконичная речь

Местоположение Спарты, история ее заселения. Общественное устройство Спарты, положение основных групп населения.

Знать отличие спартанской государственности от афинской. Уметь объяснять значение слов и понятий. Уметь анализировать и делать выводы. Уметь пользоваться картографическими знаниями

П.34 ТТ с.47(7) с.63(1)

38

Греко-персидские войны.

 

 

Триера, марафонский бег, военный союз

Начало войны. Битва при Марафоне. Битва при Фермопилах, подвиг трехсот спартанцев.

Уметь объяснить причины победы греков в Марафонской битве. Уметь объяснить новые слова, пользоваться картой, решать задачи на счет лет

П.35 ТТ с.47(9) с.49(3)

39

Афины при Перикле.

 

 

Оратор, драхма, стратег, метеки

Расцвет афинской демократии. Деятельность Перикла в должности стратега. Укрепление Афинского государства.

Уметь сравнивать права и значение народного собрания в Афинах и Спарте. Уметь объяснять основные понятия, уметь ориентироваться в тексте учебника, составлять сравнительные таблицы, пользоваться картой

П.36 ТТ с.49(4) с.50(5)

40

Греческая культура эпохи классики.

 

 

Классика, капитель, театр, хор, маска, орхестра, скена

Понятие классического искусства. Древнегреческая архитектура. Основные ордера. Акрополь. Рождение театра. Греческая драматургия.

Уметь самостоятельно готовить материал, ориентируясь во множестве источников, уметь выбирать главное, анализировать и делать выводы

П.37 ТТ с.58-59(5) с.60(7)

41

Философия, наука, образование.

 

 

Философия, академия, ликей, история, логика, палестра, гимнасия

Рождение древнегреческой философии. Великий мыслитель Пифагор. Философские системы Сократа. Геродот – отец истории.

Выступление с сообщением, работа с документом.

П.38 ТТ с.47(10)

42

Олимпийские игры.

 

 

Олимпийские игры, пятиборье, стадион, ипподром

Значение Олимпийских игр, их место в жизни эллинов. Подготовка к играм, торжественное открытие.

Уметь самостоятельно готовить материал, ориентируясь во множестве источников, уметь выбирать главное, анализировать и делать выводы

П.39 ТТ с.68(2)

43

Жизнь в греческом городе.

 

 

Хитон, гематий, пеплос, пифос, амфора, кратер

Принципы градостроения центра полиса. Жилища греков. внешний вид и одежда. Древнегреческие вазы. Распорядок дня.

Выступления с сообщениями, анализ материала, подведение итогов

П.40 ТТ с.50-51(6) с.61(8)

44

Греция подчиняется Македонии.

 

 

Македонцы, контрибуция, македонская фаланга

Местоположение Македонии, характеристика ее социально-экономического и политического устройства. Пелопоннеская война. Наступление Македонии на Грецию.

Уметь выбирать основное в тексте, уметь объяснять новые понятия, уметь пользоваться картой

П.41 ТТ с.47(11)

45

Александр Македонский и его завоевания.

 

 

Держава, завоевательные войны.

Поход Александра в Персию, Египет, Индию. Основание новых городов и установление эллинистических порядков на завоеванной территории.

Уметь составлять сравнительный анализ, пользоваться картой, решать задачи

П.42 ТТ с.66(5)

46

Мир после завоеваний Александра Македонского.

 

 

Эллинизм, пергамент, библиотека

Эпоха эллинизма. Эллинистические государства.

Работа с картой, учебником.

П.43 ТТ с.47(12), повторение

47

Повторительно-обобщающий урок «Древняя Греция»

 

 

Понятия темы

Выполнение тестового задания

Работа с тетрадью-экзаменатором

 

 

ДРЕВНИЙ РИМ – 19 ЧАСОВ

48

Природа Италии, ее население. Этруски – предшественники римлян.

 

 

Римляне, этруски, триумф

Местоположение и природа Апеннинского полуострова. Загадка этрусков. Занятия и религиозные верования.

Уметь  объяснять основные понятия и новые термины, уметь пользоваться картой, ее легендой

П.44 ТТ с.70(1) с.79(1)

49

Рим эпохи царей.

 

 

Легенда, ликтор, плебеи, гражданин, патриции, сенат

Знать государственное устройство римлян. Уметь анализировать документы, объяснять ключевые понятия, решать задачи

Прослушивание новой темы, работа с текстом учебника, работа с атласом и контурной картой, усвоение новых понятий

П.45 ТТ с.70(2,3) с.72(1)

50

Ранняя римская республика.

 

 

Республика, магистрат, консул, курия, плебисцит, трибун, право вето.

Устройство римской республики: народное собрание, магистраты. положение рабов в римской республике.

Знать государственное устройство римлян. Уметь анализировать документы, объяснять ключевые понятия, решать задачи

П.46 ТТ с.70(3,4) с.72-73(2)

51

Римская семья, нравы и религия.

 

 

Фамилия, матрона, булла, пенаты, коллегия, великий пантифик

Римская фамилия. Власть отца, положение женщины в семье и обществе. Воспитание детей. Боги патрициев.

Работа с учебником, документами.

П.47 ТТ с.87(5)

52

Рим завоевывает Италию.

 

 

Галлы, латины, самниты, пиррова победа

Нашествие галлов. Борьба с латинами. Самнитские войны. превращение Рима в хозяина Италии.

Знать  о внутренних  изменениях в развитии Рима. Уметь работать с картой, объяснять ключевые понятия и решать задачи

П.48 ТТ с.70(5) с.73(3)

53

Пунические войны.

 

 

Пуны, провинция

Причины военных столкновений Рима и Карфагена. Пунические войны. Рим – хозяин западного Средиземноморья.

Знать новые черты характера римлян в период борьбы с Карфагеном. Уметь анализировать документы, делать выводы. Уметь показать на карте изучаемые районы, решать задачи

П.49 ТТ с.71(7)

54

Рим превращается в мировую державу.

 

 

Легион, манипула, центурия, дротик

Состав римской армии, ее основные подразделения и их командиры. Положение провинций.

Знать причины победы Рима над Македонией и царством Селевкидов. Уметь показать на карте изучаемые районы. Уметь объяснить основные понятия темы. Продолжить формирование хронологических умений.

П.50 ТТ с.70(6) с.81(3)

55

Земельные реформы братьев Гракхов.

 

 

Земельная реформа, гражданская война

Разорение крестьян в результате завоевательных войн. Деятельность братьев Гракхов народными трибунами.

Знать положение крестьян в Римской республики, причины появления законов братьев Гракхов. Уметь объяснять и доказывать свой ответ.

П. 51 ТТ с.89(8) с.91(1)

56

Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака.

 

 

Гладиатор, амфитеатр, восстание рабов

Источники рабства. Рабы – «говорящие орудия». Гладиаторы. Восстание Спартака.

Знать причины, этапы, ход и итоги восстания Спартака. Уметь объяснять причины поражения восставших рабов. Уметь работать с основными понятиями. Продолжить формирование хронологических и картографических умений.

П.52 ТТ с.74-75(5) с.82-83(4)

57

Гражданские войны. Гибель республики.

 

 

Популяр, террор, проскрипции, триумвират

Первая гражданская война: захват войсками Рима, марианский террор, проскрипции. Вторая гражданская война: установление власти триумвирата.

Ответы на вопросы по Д/З, прослушивание новой темы, ведение конспекта, решение задач.

П.53 ТТ с.92(3)

58

Диктатура Юлия Цезаря.

 

 

Ветеран, мартовские иды, цезарь

Биографитя Ю.Цезаря. Переход через Рубикон. Диктатура Цезаря, его деятельность на посту главы государства.

Знать причины возвышения Цезаря.  Уметь объяснить основные понятия, работать с картой.

П.54 ТТ с.75(6) с.87(4)

59

Рим становится империей.

 

 

Принцепс, император, меценат

Третья гражданская война. Утверждение единоличного правления Октавиана. Расцвет литературы и искусств при Августе.

Прослушивание новой темы, ведение конспекта, работа с печатными тетрадями, решение задач.

П.55 ТТ с.71(8,10)

60

Преемники императора Августа.

 

 

Мятеж

Утверждение династии Юлиев – Клавдиев. Первые императоры. Кровавое правление Нерона. Восстановление Рима при Веспасиане.

Прослушивание новой темы, ведение конспекта, работа с картой,  работа с печатными тетрадями, решение задач.

П.56 Тт с.76(7)

61

Возникновение христианства.

 

 

Христианство, крещение, апостол, священник

Основы христианского вероучения. Возникновение христианской церкви.

Подготовка докладов, выступление на семинаре.

П.57 ТТ с.92(4)

62

Золотой век римской империи.

 

 

Даки, римское право, Вечный город

Утверждение династии Антонинов. Разработка основ римского права. Рим -  столица империи. Строительство Пантеона.

Работа с документами, учебником.

П.58 ТТс.71(11), с.81(3)

63

Римляне в повседневной жизни.

 

 

Вилла, тога, туника, мозаика, пир, термы, риторика

Жилища римлян, социальное разнообразие римской одежды. Пища римлян, пиры. Общественные бани.

Работа в группах, выступление с сообщением

П.59 ТТ с.71(9) с.76-77(8)

64

Римская империя в 3-4 веках.

 

 

Колон, магнат, догмат

Изменения в использовании рабского труда. Колоны. Строительство новой столицы империи.

Объяснение новой темы, работа понятиями, решение задач, закрепление новой темы

П.60 ТТ с.77(9)

65

Падение Западной Римской империи.

 

 

Великое переселение народов, гунны, готы

Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи.

Объяснение новой темы, работа понятиями и картой, решение задач, закрепление новой темы

П.61 ТТ с.77-78(11), повторение

66

Повторительно-обобщающий урок «Древний Рим»

 

 

Понятия темя

Выполнение тестового задания

 

Повторение курса

67-68

Итоговое повторение курса «История древнего миар»

 

 

Понятия курса

 

 

 

 

 

Итого: 68 часов

Контрольных уроков: 6

 

 

 

 

 
Голосование
Должны ли учащиеся носить школьную форму?